vombatenok: (vombat)
[personal profile] vombatenok


Знаете, я сегодня с утра зачем-то прочитала дурацкий сопливый текст в фейсбуке по-англицки, в котором меня добила одна фраза, и я решилась на этот злобный пост.
Там было что-то о том, что, дескать, не жена тебя расстраивает или делает счастливым, а ты сам расстраиваешься или решаешь быть счастлив, поэтому... вывод я забыла (потому что не поняла), но что-то про семейные ценности, как водится.

Топ моих "любимых" фраз в этом стиле:
1) Человека нельзя обидеть, он сам решает обидеться.
2) Если ты неправильно понял мои слова, то это твоя проблема.
3) Если я тебя люблю, то все мои слова и действия - любя. Если тебе кажется иначе, то проблема - в тебе.
4) Твоя реакция на мои слова и действия - это твои внутренние процессы, и ко мне это не имеет отношения.
5) Если ты на меня сердишься, то это у тебя есть проблема.

Сделаю оговорку. Да, сейчас любят много говорить о том, что наша жизнь и отношения - один большой тест Роршаха с офигительной графикой.
Дескать, значительная часть наших реакций - продукт наших внутренних демонов, а внешнее - только триггеры.
Более того, в каждой из 5 фраз есть сермяжная правда жизни, НО!

Я считаю, что, прочитав статейку-другую по психологии или, что еще хуже, по псевдо-психологии и вооружившись парой фраз-штампов, люди ринулись делать то, что любят больше всего на свете: снимать с себя ответственность.

1) Все в этом мире должно быть сбалансировано. Да, есть крайне обидчивые личности, которые изображают обморок при попытке на них дунуть, и хочется сказать фразу номер 1. Но, знаете, если вы сейчас просто так ко мне подойдете и скажете, что я, допустим, жирная дура, то я обижусь, и буду иметь на то все основания. И скорее всего предпочту с вами не общаться, пока не услышу извинений и внятных объяснений, какого хрена вы такое ляпнули.

2) Если 2 человека общаются, то они оба заинтересовани в понимании. Да, извратить можно любые слова, но иногда мы выражаемся крайне туманно и неочевидно, и стоит поднять задницу, напрячься и донести свою мысль лучше. И научиться на будущее говорить понятнее.

3) И нет, даже самый любящий человек может устать, разозлиться или иметь свои собственные комплексы. И говорить / делать вещи вовсе не только из чистой незамутненной любви. А вовсе даже из раздражения, глупости или минутного желания уколоть. И такому партнеру стоит одуматься и извиниться, а не отмазываться "как ты мог такое обо мне подумать?!".

Про 4 и 5 - аналогично, сами понимаете.

В общем, я слышала миллион фраз в стиле этих 5, и иногда в них было рациональное зерно, но очень часто в них было желание спихнуть с себя ответственность за конфликт, точнее, свою долю вины в нем.

И последнее, очень важное: даже когда человек обижается или еще как-то неадекватно реагирует исключительно из-за своих внутренних демонов, стоит хорошо подумать, прежде чем читать ему лекции по психологии. Стоит подумать, что, вольно или невольно, вы сделали этому человеку больно и неприятно, и - если вам дороги эти отношения, конечно - иногда все равно стоит извиниться. Дать человеку успокоиться, а потом уже спокойно поговорить.

Date: 2013-11-21 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
Хорошо сказано.

Date: 2013-11-21 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Спасибо :)
меня что-то выбил этот текст в fb, особенно на фоне свежих требований деда сделать так, чтобы общение с ним было мне в радость.
Как будто я могу сама с собой решить: теперь я радуюсь твоим письмам, мол.

Date: 2013-11-21 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
:-(

Держись там...

Date: 2013-11-21 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Пасиб :)

Date: 2013-11-21 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] rioman.livejournal.com
Мда. Никто не может довести сильнее родственников...

Date: 2013-11-21 07:08 pm (UTC)

Date: 2013-11-21 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] lubov talyanskaya (from livejournal.com)
Классно написала!

Date: 2013-11-21 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
:)) Спасибо!

Date: 2013-11-21 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] shvedka.livejournal.com
Мой личный опыт подсказывает мне, что любая из перечисленных фраз - это такой маркер нарциссичного мудака со склонностью к психологическому насилию, что обсуждение их только сбивает дыхание на пути к канадской границе...

Date: 2013-11-21 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Есть такое дело :)
Но в определенной, умеренной, степени в этих вещах что-то есть: излишняя мнительность часто бывает проблемой.

Date: 2013-11-21 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] shvedka.livejournal.com
Ты знаешь, у меня четкое ощущение, что если не говорить, условно говоря, о подростках, у которых свои погремушки, то эти самые "излишне мнительные люди" встречаются и используются примерно с той же частотой, как пресловутые "жены, проколовшие презерватив", которые аргументум круцис в дискуссиях об алиментах. Если вы понимаете, о чем я.

Date: 2013-11-21 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Понимаю, но жен тех я не встречала, а мнительных людей - да. Более того, в определенный период жизни сама такой была (да, на то были основания, но интерфейс от этого не изменился).

Date: 2013-11-21 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] golovonogoe.livejournal.com
Я бы все не стала связывать первый пункт с остальными. Во , всяком случае, в такой формулировке. Если бы он был сформулирован как "Я тебя не обижаю, ты сам решил обидеться", тогда да. Но так, как он есть, я с ним полностью согласна. Не со стороны тостующего, а со стороны тостуемого.
Т. е., если я решила, что некий индивид не стоит моих нервов, внимания, переживания, то чтобы он не совершил, по отношению ко мне, мне это параллельно. Иногда, даже если это задевает мои интересы. Я просто максимально дистанцируюсь от данного индивида, физически и психологически.
Такое восприятие сберегает мне кучу нервов и времени :)

Date: 2013-11-21 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Когда речь идет о людях, на которых я решила не тратить нервов, все это неактуально... Речь идет о людях разной степени близости, которые решают внезапно или не очень внезапно, что твой внутренний мир и твои реакции - следствие твоих заморочек, и таким образом пытаются уйти от того, что в любой проблеме есть 2 источника.

Date: 2013-11-21 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Очень рекомендую этот текст: evo-lutio.livejournal.com/35513.html
Это теория, конечно, как ты понимаешь, но очень удобная для структуризации и понимания претензий в отношениях.

Date: 2013-11-21 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Именно из-за того, что люди любят читать тексты о теориях и оперировать потом цитатами, и родился мой пост.
Мы все подгоняем теории под самооправдание, пытаемся систематизировать личные отношения, а правда в том, что теории - только инструмент.

Если человек реагирует резко, значит, мы делаем ему плохо. Есть разные способы в этом разбираться, но эти способы работают потом, когда все спокойны и готовы к диалогу. В момент первого возмущения это личный выбор: морочить человеку голову терминами из статей и продолжать топтать в том же месте или по-человечески признать, что ты принес ему боль. А потом уже анализировать. И решать проблему; или не решать, а уходить, и т.п.

П.С. Я ничего не хочу сказать плохого про текст, просто я таких текстов читала - миллион. И это все полная фигня в тот момент, когда довольно близкий человек делает тебе больно, а потом прячется в кусты, прикрываясь цитатой.

Date: 2013-11-21 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Так я как раз тот текст и воспринимаю полностью противоположно тем пунктам, которые ты в начале поста привела: я из него выношу понимание того, как люди забираются на твою территорию и приобретают право делать тебе больно.

Date: 2013-11-21 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Да, я восприняла иначе, сорри.

В любом случае, этот поток доступных психологических текстов порождает кучу людей, которые пытаются обосновать свои манипуляции вырванными из контекста фразами.

Date: 2013-11-21 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Какая-то теория все-таки нужна, с ней легче спокойно аргументировать, когда тебя пытаются прижать к стенке: во-первых, понимание того, что на самом деле такое "личные границы" (как с "самооценкой" - все дают универсальный совет "повышай самооценку", и немногие понимают, что самооценка не повышается в вакууме чужого равнодушия, ей надо на что-то опереться).

Date: 2013-11-21 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Ну, отверткой можно винтики закручивать, а можно и в бок пырнуть :) инструмент полезен и немножко опасен, как и все на свете.

Date: 2013-11-21 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Я тебе, наверно, не с того поста начала :)
Лучше вот этот, про личные границы:
http://evo-lutio.livejournal.com/34927.html
"Часто спрашивают, а что делать, когда невозможно разъехаться с родственником, который "лезет в жизнь" и "сосет кровь". Когда жилищная и материальная зависимость есть, а эмоциональной нет (нет потребности в эмоциональной близости), возникает ощущение, что вы независимы и можете послать подальше. Но "послать подальше", оставаясь рядышком, в той же квартире, это зря воздух сотрясать. Вы можете предложить родственнику суверенитет, взаимный игнор, четкое деление совместной территории, невмешательство в дела друг друга. Но вы не можете настаивать на этом, а можете только предложить (или купить, или выменять на что-то). Потому что у родственника могут быть другие желания и интересы. Он может не хотеть жить в суверенитете, ему там скучно, он хочет постоянно все комментировать и во все "влезать". Если вам не нравятся его комментарии, то хотите вы или не хотите, можете вы или не можете, но вы должны разделить жилплощадь, если есть юридические рычаги, или уехать, если рычагов нет. Если вдруг уезжать некуда и не на что, вы должны идти на компромисс до той степени, которая устроит этого родственника. И все время соизмерять, а не выгоднее ли вам все-таки уйти, пусть и в никуда? Защищать "свои границы" в таких условиях бесполезно, потому что нет у вас в квартире границ, у вас общая территория, и вы не имеете никаких возможностей отделить от нее свою личную, чтобы ее защищать. Вы можете защищать только неприкосновенность своего тела и в случае нападения на вас обратиться в полицию."

Date: 2013-11-21 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] rioman.livejournal.com
Вот чего я не люблю ещё больше, чем приведенных в посте фраз, - это сравнивания "кто в ком больше нуждается".

А в процитированном участке автор выступает в роли капитана Очевидность.

Date: 2013-11-21 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Если речь идет о семье - то сравнивание не в тему, действительно: сегодня ты нуждаешься, завтра я, это круговая порука. "Отдать все и все получить взамен - лучшая политика". Но с людьми не по выбору, особенно родственниками, лучше уж определиться.
Нельзя оценивать текст по одной цитате.

Date: 2013-11-21 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] rioman.livejournal.com
Так я весь прочитал.

Date: 2013-11-21 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Значит, у вас нет проблем с границами. Люди часто не понимают, что то, что у них выходит естественно, для других очень сложно или невозможно.

Date: 2013-11-21 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tsirya1.livejournal.com
По-моему, все эти фразы - манипуляторство чистой воды, причем дурного сорта.
Кстати, во фразе "никто тебе не враг, никто не друг, каждый тебе учитель" я вижу рациональное зерно. Но. Это сам человек, и только он, может выбрать что-то о себе узнать / познать / расти над собой, анализируя свою сильную эмоциональную реакцию. Если же потоптавшийся начинает задвигать что-то в этом духе, то это манипуляторство... (вернуться к началу комментария).

Date: 2013-11-21 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Ну вот да, как-то так.
И главное, что я думаю: все это можно обсуждать отстраненно, на спокойную голову. А в момент конфликта действуют эмоциональные силы, и с ними нельзя разговаривать канцеляритом, тем более таким, в стиле "я - в кусты".

Date: 2013-11-21 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] tsirya1.livejournal.com
Мне кажется, таким начетническим тоном вообще не стоит разговаривать. Да, когда страсти улягутся, можно спросить, мол, а что ты тогда так психанул/а - но опять же без этого менторского "проблема в тебе, задумайся!".

Date: 2013-11-21 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Да, верно говоришь :)

Date: 2013-11-21 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] tsirya1.livejournal.com
Описываемое в посте явление мне не совсем чуждо :)).

Date: 2013-11-21 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Мне совсем не чуждо :)
В особо остром случае я со временем просто выбрала самоустраниться из отношений, т.к. диалог явно не сложился.

Date: 2013-11-21 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] tsirya1.livejournal.com
Это перекликается с твоим постом об умении уходить вовремя из деструктивных отношений.

Date: 2013-11-21 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Ага. Теперь бы все это в практику :)

Date: 2013-11-21 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tsirya1.livejournal.com
Желаю удачи, и поменьше отношений, из которых нужно выбираться :).

Date: 2013-11-21 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Спасибо :)
Тебе тоже!

Date: 2013-11-21 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Да, последний абзац совсем то же :) я помню твой пост.

Date: 2013-11-21 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] polemika.livejournal.com
Мы в кину завтра идем или как?

Date: 2013-11-21 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanol-ka.livejournal.com
вот я бы с удовольствием попила с тобой чаю на эту тему.

Date: 2013-11-21 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Я вообще с удовольствием попила бы с тобой чай :)))

Date: 2013-11-21 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanol-ka.livejournal.com
это само собой! :)

Date: 2013-11-21 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] svettika.livejournal.com
Я кстати тоже вот эти 5 и подобных фраз терпеть ненавижу. Еще не люблю всякие "будь проще", и "тебе никто ничего не должен".

Date: 2013-11-21 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vombatenok.livejournal.com
Наверное, все зависит от контекста, но да, чаще всего это все неприятно звучит.
Page generated Jun. 10th, 2025 08:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios